Преподобный Серафим Премудрость Божия

ПРОПОВЕДЬ

Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы священника Храма Преподобного
Серафима Саровского
о. Павла КОНДРАТЬЕВА

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Воздвижения Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник был установлен в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня в 326 г. равноапостольной царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина Великого. А в VII веке в этот же день стали отмечать воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием в 620 г.

Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть, поднимал Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи помилуй!».От этого поднятия Креста праздник и получил название: Воздвижение Креста Господня.

«Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра его пречистого Тела, из которого истекли кровь и вода, питающая мир в Жизнь Вечную» - говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Православная Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня, и, ставшая, в лице апостолов, очевидцем великих подвигов любви даже до смерти и смерти крестной, приняла с тех пор знамение креста как символ победы над смертью, но и как спасительную силу, которой одолеваются враги. Потому, что сила Креста открывалась в победах благоверных государей над врагами и в торжестве христианства над язычеством.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских, в писаниях учителей Церкви и в постановлениях Вселенских соборов.

73 правило Шестого Вселенского собора гласит: «Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения». В подтверждение этого, Господь через Свой Крест всегда творил чудеса.

Сразу после обретения Креста царицей Еленой, от прикосновения к нему исцелилась больная женщина и воскрес умерший, а потом и другие люди получили от Бога помощь, за что и Крест был впоследствии назван Животворящим. Маленькие частицы крестного древа христиане уже в IV веке стали носить на груди как символ победы Христа над смертью. Поэтому и мы, как и древние христиане, лобзаем крест, прославляя пригвожденного на нем Бога.

«В этот день выносится Крест Господень, и верные принимают его с желанием и получают исцеление души и тела от всякой болезни. Его целуем с радостью и страхом: со страхом из-за греха, как недостойные, с радостью же – ради спасения, которое миру подает на нем пригвожденный Христос Господь, имеющий великую милость»

(Минея 14 сентября)

Аминь.

Иерей Павел КОНДРАТЬЕВ

 


 
© Приход Храма Святого Преподобного Серафима Саровского
в г. Александрове Владимирской области