ХРАМ Премудрость Божия

Прижизненный портрет Преподобного Серафима Саровского, находящийся в Московской резиденции Святейших Патриархов

Поучения батюшки Серафима

Призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника. Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы.

Если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.

Слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением божественным. Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою…

Истинно решившие служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного", в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного"; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице моляся: "Пресвятая Богородице, спаси нас", или говорить поздравление ангельское: "Богородице Дево, радуйся". Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо по словам святого Исаака Сирина, кроме непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем.

Если кто имеет веру ко мне, убогому Серафиму, то у меня за сего человека горит свеча пред святой иконою. И если свечка падала, это было для меня знамением, что человек этот впал в смертельный грех. Тогда я преклоняю свои колена за него перед благоутробием Божиим.

Начало добродетели есть страх Божий. Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести.

Будешь ли ты в скорбех, или в нуждах, или в утеснениях, или в болезнях и трудах телесных, - за все, достигающее тебя, благодари Бога, ибо … если не претерпишь страданий не можешь взойти на крест и причастником быть спасительных плодов его.

Во время войны с галлами надлежало одному военачальнику лишиться правой руки; но эта рука дала какому-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами святой Церкви Господь спас ее. Ты это пойми хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых делах. Деньги твои пойдут на устроение Дивеевской общины за твое здоровье.

Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать. Кто победил страсти, тот победил и печаль. Побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной видим по цвету лица, так и обладаемый страстию обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться, а презревший мир всегда весел.

Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам. Кто переносит недуг с терпением и благодарением, тому вменяется это вместо подвига и даже более.

Всеми мерами надо стараться чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для чего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непрестанных движений… Для сохранения мира душевного также должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
Чтобы избавиться от осуждения должновнимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?

Не все могут вместе (в монастыре) и на это принуждения от Господа нет, но все возможно верующему… Останься в мире, женись, не забывай с сожительницею общения, страннолюбия; держитесь тех добродетелей, которые будут поминаться на Страшном суде Божием, по святому Евангелию: взалкахся и даст Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, наг бех и одеясте Мя. Вот в чем ваше спасение, и еще приложите чистоту, хранение среды и пятки, и праздничные и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятка супругами дети рождаются мертвыми, а за нехранение праздников и воскресных дней жены умирают родами.

За всех молись всякий день.
Устрой мир душевный так, чтобы никого не огорчать и ни на кого не огорчаться: тогда Бог даст слезы раскаяния.
Тело есть раб, душа царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями: ибо от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и сами болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех и болезни оставят.

Не забывай дары посылать обидевшим тебя.

Царство Божие не брашно и питие, но Правда, Мир и Радость о Дусе Святее; только не надо ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся; только враг смущает все.

Одного многословия с теми, которые противных с Вами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердец человеческих… А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многоглаголания…Не выслушав прежде другого отвечать не должно: иже отвечают слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение.

Мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас бытии искушению выше силы нашея; но да избавит нас от лукавого.
Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно.

Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видеть кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: не судите, да не судимы будете.

За обиду, какая бы не нанесена была, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небеснывй отпустит вам согрешений ваших, и паки: молитеся за творящих вам напасть.

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею о Боге, пекущемся о нас!  Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде царствия Божия и сия вся приложится нам, по слову Спасителя.

Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы творим добро. Нечистый дух только на страстных имеет сильно влияние, а к очистившимся от страстей приражается только со стороны или внешне.
Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.

Уныние у святых отцов иногда называется праздностью, леностию и развлечением. Болезнь же эта врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия и праздности, и празднословия.

Всякий христианин, утром и вечером, встав пред святыми иконами, пусть прочитает молитвы Господню: "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой троицы, потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды, и наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.
Держась этого малого правила, можно достигнуть меры христианского совершенства; ибо означенные три молитвы – основание Христианства: первая – как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая - принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа. Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры.
Читать малое правило можно в любом положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, помня слова Господа: всякий кто только призывает имя Господне, спасается.

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия, а молитва, бдение, пост, милостыня и всякие ради Христа делаемые добродетели суть средства к стяжанию Духа Божия.

Грешники, нерадящие о своем спасении, для того, чтобы заглушить в себе голос совести, обыкновенно утешая себя надеждою на милосердие Божие и на безнаказанность, говорят: "Бог милостив. все ничего, все пройдет", и продолжают грешить. Знайте, что надежда таких людей на милосердие Божие напрасна, и надежда на безнаказанность тщетна. Бог прощает только грешников кающихся и заботящихся о своем исправлении; а к таким, как вышеупомянутые люди, Он правосуден и наказывает их не только в будущей жизни, но и в настоящей.

Пищи должно употреблять каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то, что при измождении тела и душа ослабнет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов употребляй один раз в день, и Ангел Господень приблизится к тебе.

Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.

Когда у нас имя Божие на устах – мы спасены. Открой ко Господу путь и уповай на Него, и Тот сотворит, помилует тя, изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне, только повинись Господу и умоляй Его.

Из книги "Призовем имя Господа и спасемся. Поучения Прп. Серафима о христианской жизни"
М. Даниловский благовестник, 2001.

Читайте также малоизвестные факты из жизни
Преподобного Серафима


 
© Приход Храма Святого Преподобного Серафима Саровского
в г. Александрове Владимирской области